Современные тенденции операторского бизнеса
В наше время часто встречаются случаи, когда одежда, которая давно вышла из моды, становится новым трендом. Нечто подобное присутствует и в операторском бизнесе. Когда один оператор запускает новую услугу, все остальные операторы быстро подхватывают эту волну и запускают ее у себя. Бывает и так, что услуга, которая давно была забыта и не приносила никакого дохода, становится стратегически важной вещью.
Для примера можно взять услугу multiroom. Данная система является неотъемлемой частью Умного Дома. Она позволяет управлять функцией IPTV на нескольких устройствах одновременно в рамках квартиры абонента. При этом он должен иметь количество set-top-box’ов равное количеству телевизоров. С услугой multiroom абонент может начать просмотр фильма на одном телевизоре и досмотреть его на другом. Или записать передачу и позже просмотреть ее на телевизоре или планшете. Это, несомненно, удобно, но востребовано ли это?

Как правило, оператор подключает один телевизор и один компьютер к сети, а до недавнего времени за использование функции Wi-Fi приходилось доплачивать отдельно, поскольку она не входила в стандартный пакет услуг. Сегодня уже имеются интересные предложения, где в стандартном наборе оборудования имеется Wi-fi роутер, но количество подключаемых телевизоров осталось прежним из-за необходимости установки дополнительных STB. В нынешних условиях жесткой конкуренции, оператор фактически отдает абоненту STB даром, при этом затраты на закупку всех абонентских устройств берет на себя, но при этом повышая цены на предоставляемые услуги. Тут и появляется целый ряд вопросов. Будет ли востребован multiroom? Сколько готов платить за нее абонент и как быстро она окупится?
.jpg)
Когда оператор пытается не отставать от своих конкурентов (Почему у конкурента есть, а у нас нет? Что подумает абонент?), он меньше времени уделяет таким важным вещам как экономические расчеты, прогнозирование и построение бизнес модели. Может оказаться, что для абонента данная услуга является привлекательной, но он не готов за нее платить. Остается только бороться за лояльность абонента. Но цена этой борьбы может оказаться слишком велика, учитывая очень маленькую долю абонентской базы.
Допустим, абонент платит за multiroom 15 гривен в месяц и намерен дополнительно подключить два телевизора. Для этого, оператор должен установить абоненту две дополнительные приставки. Средняя стоимость одной приставки 80$, можно посчитать что, капитальные затраты оператора составят около 2000 гривен. А теперь несложно рассчитать период окупаемости. Он составит более десяти лет, даже если не учитывать то, что STB постоянно совершенствуются и требуют замены каждые 2-4 года.

Еще один пример. Сейчас популярно смотреть бесплатный онлайн кинотеатр на экране своего телевизора. Данная услуга напрямую конкурирует с аналогичными платными услугами от операторов, например таких как «видео по запросу». Фактически, это приводит к продвижению конкурентов за счет уменьшения дохода от продвижения своих услуг. Возникает вопрос: Зачем? Все ради той же лояльности? Абонент может пользоваться бесплатными сервисами на компьютере или мобильных устройствах, но позволять конкуренту выходить на еще одно устройство - довольно опасная тенденция.
За последнее десятилетие популярность multiroom’а заметно упала. Интернет и локальная сеть предоставляют более легкий способ получения и распределения аудио или видеосигнала. Так что же, время multiroom подходит к концу? Не совсем. С учетом популярности интернета и мобильных телефонов операторы стараются максимально захватить внимание абонентов на этих устройствах! Для этого необходимо создавать экосистему, в которой абоненту будет комфортно получая услуги на всех его устройствах. Добиться этого можно путем интеграции OTT-сервисов.